Показатели Стандарта корпоративной ответственности в области прав человека (CHRB)

Показатель Раздел/комментарий
A. Обязательства в области управления и политики
A.1. Обязательства в области прав человека
A.1.1. Обязательство уважать права человека Раздел «Приверженность защите прав человека»
A.1.2.a. Обязательство уважать права человека по отношению к сотрудникам: Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда

Раздел «Приверженность защите прав человека»

Более подробная информация приведена в Политике ПАО «ГМК «Норильский никель» по защите прав человекаПолитика ПАО “ГМК “Норильский никель” по защите прав человека доступна на официальном сайте Компании.

A.1.2.b. Обязательство уважать права человека по отношению к сотрудникам: охрана труда, техника безопасности и рабочее время

Раздел «Приверженность защите прав человека»

Более подробная информация приведена в Политике по условиям труда ПАО «ГМК «Норильский никель»Политика по условиям труда ПАО “ГМК “Норильский никель” доступна на официальном сайте Компании.

A.1.3.a. Обязательство уважать права человека, в частности относящиеся к горнодобывающему сектору: земля, природные ресурсы и права коренных народов

Раздел “Права местных сообществ и коренных народов”, подраздел “Свободное, предварительное и осознанное согласие”

Более подробная информация приведена в Политике ПАО «ГМК «Норильский никель» в отношении прав коренных народовПолитика ПАО “ГМК “Норильский никель” в отношении прав коренных народов доступна на официальном сайте Компании.

A.1.3.b. Обязательство уважать права человека, в частности относящиеся к горнодобывающему сектору: безопасность Раздел “Подходы и обязательства “Норникеля”
A.1.4. Обязательство по устранению нарушений Компания разрабатывает механизмы по устранению нарушений, которые будут представлены в усовершенствованном Механизме рассмотрения жалоб
A.1.5. Обязательство уважать права сторонников защиты прав Раздел “Взаимодействие с заинтересованными сторонами”
A.2. Подотчетность в области прав человека
A.2.1. Обязательство высшего руководства Раздел “Система управления, ответственности и контроля”
A.2.2. Ответственность Правления Раздел “Система управления, ответственности и контроля”
A.2.3. Стимулы и управление служебной деятельностью Раздел “Система управления, ответственности и контроля”
A.2.4. Стратегия бизнес-модели и риски Раздел “Система управления, ответственности и контроля”
B. Обеспечение уважения и должной осмотрительности в области прав человека
B.1. Внедрение уважения прав человека в корпоративную культуру и систему управления
B.1.1. Ответственность и ресурсы для повседневных функций в области прав человека

Раздел “Система управления, ответственности и контроля”

Более подробное распределение ответственности в области исполнения своих обязательств в области прав человека приведено в Политике ПАО «ГМК «Норильский никель» по защите прав человекаПолитика ПАО “ГМК “Норильский никель” по защите прав человека доступна на официальном сайте Компании.

B.1.2. Стимулы и управление служебной деятельностью Раздел “Система управления, ответственности и контроля”
B.1.3. Интеграция с корпоративным управлением рисками Раздел «Выявление и оценка рисков и воздействий на права человека»
B.1.4.a. Сообщение / распространение обязательств: сотрудники и внешние заинтересованные стороны

Внутрикорпоративные документы представлены на официальном сайте Компании и доступны широкому кругу заинтересованных сторон.

Департамент кадровой политики эффективно следит за тем, чтобы сотрудники ознакомились с политиками Компании и соблюдали их

B.1.4.b. Коммуникация / распространение обязательств: деловые отношения Раздел «Требования к поставщикам по соблюдению прав человека в рамках обеспечения ответственной цепочки поставок»
B.1.5. Обучение по вопросам прав человека Раздел «Обучение в области прав человека»
B.1.6. Мониторинг и корректирующие действия

Компания осуществляет следующие меры по мониторингу и оценке реализации Политики ПАО «ГМК «Норильский никель» по защите прав человека:

  • мониторинг реализации ежегодного Плана по взаимодействию с ЗС и его результатов;
  • анализ деятельности в области защиты прав человека для отчетности в соответствии с руководством ICMM;
  • каждые три года Компания проводит независимую верификацию отчетности основных производственных подразделений Компании.

В 2021 году Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» по защите прав человека была обновлена

B.1.7. Установление и прекращение деловых отношений Раздел «Требования к поставщикам по соблюдению прав человека в рамках обеспечения ответственной цепочки поставок»
B.1.8. Подход к взаимодействию с затронутыми заинтересованными сторонами Раздел “Взаимодействие с заинтересованными сторонами”
B.2. Должная осмотрительность в области прав человека Процедура должной осмотрительности в области прав человека внедряется в Компании с 2022 года
B.2.1. Определение рисков и последствий в области прав человека Раздел «Выявление и оценка рисков и воздействий на права человека»
B.2.2. Оценка рисков и последствий в области прав человека Раздел «Выявление и оценка рисков и воздействий на права человека»
B.2.3. Интеграция рисков и оценок воздействия на права человека и принятие соответствующих мер На текущий момент Компания осуществляет управление рисками в области охраны труда и промышленной безопасности, экологии (более подробная информация приведена в Отчете об устойчивом развитии «Норникеля» за 2022 год), в перспективе планируется совершенствование процесса интеграции рисков и оценок воздействия на права человека и принятие соответствующих мер
B.2.4. Мониторинг эффективности действий по реагированию на риски и воздействия в области прав человека В части мониторинга и контроля по состоянию на конец 2022 года осуществляется мониторинг выполнения положений нормативно-методических документов в области прав человека, остальные элементы мониторинга находятся в процессе внедрения и реализации
B.2.5. Информирование о воздействии на права человека В части информирования по состоянию на конец 2022 года осуществляется наполнение сайта в области прав человека, взаимодействие с аналитическими агентствами, поиск и выбор партнеров и ассоциаций, остальные элементы находятся в процессе внедрения и реализации
C. Средства защиты и механизмы рассмотрения жалоб
C.1. Механизм рассмотрения жалоб для сотрудников Базовым механизмом рассмотрения жалоб и обращений для сотрудников является действующая с 2010 года Служба корпоративного доверия
C.2. Механизм рассмотрения жалоб для внешних заинтересованных лиц Внешние заинтересованные стороны могут обратиться в Службу корпоративного доверия Компании, а также воспользоваться дополнительной процедурой для внешних стейкхолдеров — Механизмом рассмотрения жалоб, который реализуется с 2022 года
C.3. Участие заинтересованных сторон в разработке и функционировании механизма рассмотрения жалоб Раздел “Взаимодействие с заинтересованными сторонами”, подраздел “Прием и рассмотрение жалоб и обращений”
C.4. Процедуры, связанные с механизмом рассмотрения жалоб, являются справедливыми, общедоступными и разъясненными Раздел “Взаимодействие с заинтересованными сторонами”, подраздел “Прием и рассмотрение жалоб и обращений”
C.5. Запрет мести за высказывание жалоб или обеспокоенности Раздел “Взаимодействие с заинтересованными сторонами”, подраздел “Прием и рассмотрение жалоб и обращений”
C.6. Участие компании в государственных судебных и внесудебных механизмах рассмотрения жалоб Раздел “Взаимодействие с заинтересованными сторонами”, подраздел “Прием и рассмотрение жалоб и обращений”
C.7. Устранение неблагоприятных воздействий Компания и организации корпоративной структуры во всех подразделениях принимают меры для предотвращения и устранения нарушений прав человека
C.8. Сообщение об эффективности механизма рассмотрения жалоб и учете извлеченных уроков Раздел “Взаимодействие с заинтересованными сторонами”, подраздел “Прием и рассмотрение жалоб и обращений”
D. Практика компании в области прав человека
D.3.1. Прожиточный минимумВ процессе добывающих операций. Раздел «Трудовые права сотрудников», подраздел «Справедливое вознаграждение и продолжительность рабочего времени»
D.3.2. Прозрачность и подотчетностьВ процессе добывающих операций.

В 2022 году Инициатива прозрачности в добывающих отраслях уведомила «Норникель» о приостановке процесса присоединения к инициативе.

Компания публикует на корпоративном сайте производственные показатели, бухгалтерскую отчетность, подготовленную в соответствии с РСБУ и МСФО. Компания предоставляет публичную информацию по налоговым платежам в разбивке по видам и странам (более подробная информация приведена в Отчете об устойчивом развитии «Норникеля» за 2022 год)

D.3.3. Свобода ассоциации и коллективных переговоровВ процессе добывающих операций. Раздел «Права сотрудников на свободу ассоциаций и ведения коллективных переговоров»
D.3.4. Охрана труда: смертельные случаи, потерянные дни, травмы, показатели профессиональных заболеванийВ процессе добывающих операций. Раздел «Права сотрудников на безопасность и охрану труда»
D.3.5. Права коренных народов и свободное предварительное и осознанное согласиеВ процессе добывающих операций. Раздел «Права местных сообществ и коренных народов», подраздел «Права коренных народов»
D.3.6. Права на землю: Приобретение землиВ процессе добывающих операций.

Компания арендует, приобретает земельные участки для размещения производственных и административных зданий, осуществления своей операционной деятельности в целом.

«Норникель» осуществляет поступательную рекультивацию земель, затронутых строительством, отработкой месторождений и выбросами, вызванными деятельностью Компании, и регулярно рассматривает и при необходимости обновляет планы по закрытию заводов и шахт (более подробная информация приведена в Отчете об устойчивом развитии «Норникеля» за 2022 год)

D.3.7. БезопасностьВ процессе добывающих операций. Раздел «Права сотрудников на безопасность и охрану труда»
D.3.8. Водоснабжение и санитарияВ процессе добывающих операций.

В 2022 году не выявлено существенного воздействия Норникеля на водные объекты, забор воды находился в пределе установленных лимитов.

В Компании установлены цели в области управления водными ресурсами на перспективу (например, удерживать уровень рециркуляции и повторного использования воды на уровне выше 80 %).

Для снижения воздействия на окружающую среду Компания реализует природоохранные мероприятия и программы (например, содержание и эксплуатация вспомогательного флота, предназначенного для предотвращения попадания загрязнений в водные объекты)

Более подробная информация приведена в Отчете об устойчивом развитии «Норникеля» за 2022 год

D.3.9. Права женщинВ процессе добывающих операций. раздел «Трудовые права сотрудников», подраздел «Занятость, территориальный и гендерный состав»
E. Реакция на серьезные обвинения
E.1. Компания публично отреагировала на обвинения

В 2020 году на ТЭЦ-3 АО «НТЭК» произошла разгерметизация резервуара хранения дизельного топлива.

По итогам завершения всех мероприятий по устранению последствий разлива Компанией подготовлен документ «Белая книга о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ-3 АО «НТЭК» и мерах, принятых Компанией», который ориентирован на широкий круг заинтересованных сторон и ставит своей целью представить официальную позицию Компании о причинах произошедшего инцидента, мероприятиях, предпринятых для ликвидации последствий, компенсационных мерах, а также последовавших организационных преобразованиях, направленных на недопущение подобных случаев в будущем

E.2. Компания провела расследование и предприняла соответствующие действия

Сразу после аварии на ТЭЦ-3 «Норникель» совместно с партнерами начал техническое расследование для установления причин разлива. К ним относятся технические, организационные и ряд прочих причин. Основной причиной произошедшего названы ошибки при проектировании (в 1981 году) и строительстве (в 1984 году) резервуара № 5.

По результатам исследования причин аварии Компания запустила комплекс мероприятий, нацеленных на повышение уровня промышленной безопасности, снижение физических рисков и вероятности наступления инцидентов, связанных с воздействием на окружающую среду

E.3. Компания взаимодействовала с пострадавшими заинтересованными сторонами для обеспечения или сотрудничества в ходе правовой защиты

Авария не оказала влияния на жизнедеятельность города, а также иных населенных пунктов, удалось избежать человеческих жертв. Для оценки нанесенного ущерба коренным народам Севера проведена этнологическая экспертиза.

В основном воздействию подверглись почва и водные объекты в районе площадки резервуарного парка

Более подробная информация приведена в документе «Белая книга о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ-3 АО «НТЭК» и мерах, принятых Компанией».

Дополнительная информация и видеоматериалы о ходе ликвидации аварии на ТЭЦ-3 приведены на сайте Компании