Права местных сообществ и коренных народов

Права коренных народов

CHRB D.3.5, ICMM PE 3.6

«Норникель» начал работу в 1935 году в Норильске. В настоящее время основная операционная деятельность Компании осуществляется в периметре действующих активов, и в некоторых случаях она оказывает влияние на жизнедеятельность коренных народов. «Норникель» с уважением относится к правам, среде обитания, хозяйственной деятельности, традиционной культуре, историческому наследию и интересам коренных народов и направляет свои усилия на укрепление и развитие добрососедских связей.

В «Норникеле» разработана и применяется система должной осмотрительности, призванная оценить воздействие новых промышленных проектов и мероприятий Компании на права и образ жизни коренных народов и содействие устойчивому развитию. Применяются отдельные, независимые от Компании механизмы рассмотрения жалоб коренных народов по процедуре СПОС и в подготовке к разработке Колмозерского месторождения в Мурманской области.

CHRB A.1.3.a, IRMA 2.2.2.2, ICMM PE 3.2, ICMM PE 3.7

СПОС — право, закрепленное в Декларации ООН о правах коренных народов и Конвенции МОТ № 169, которое позволяет коренным народам давать или не давать свое согласие на проведение проекта, который может затрагивать их интересы или их территории, а также культурное наследие. СПОС позволяет коренным народам согласовывать условия, на которых будут производиться разработка, реализация, мониторинг и оценка проекта.

«Норникель» первым в российской Арктике осуществил процедуру получения свободного, предварительного и осознанного согласия на участие в программе переселения жителей поселка Тухард из санитарно-защитной зоныВ соответствии с действующим законодательством не допускается постоянное проживание в границах этих зон, в том числе оформление постоянной регистрации. и его дальнейшего развития. Санитарно-жилищные условия не соответствовали нормативам, закрепленным в законодательстве Российской Федерации, в связи с чем Компанией было предложено рассмотреть вопрос строительства нового поселка и переселения в него жителей. Жители Тухарда дали согласие на участие в процедуре СПОС на определенных ими условиях — принятия решения о переселении, выбора места расположения нового поселка, определения его социальной инфраструктуры, выбора лучших архитектурных проектов в ходе архитектурного конкурса, а также участия во всех этапах реализации программы переселения посредством избранного Совета представителей жителей поселка.

Процедура СПОС прошла в полном уважении к культуре и собственным системам принятия решений коренного народа, проживающего в Тухарде, — ненцев. Компания стремится не только обеспечить жителей более безопасными и комфортными условиями для проживания, но и внести свой вклад в сохранение традиционного образа жизни и этнической идентичности коренного населения.

В перспективе «Норникель» намерен искать компромиссы и вести диалог с коренным народом — саамами, на исторических землях хозяйствования которого Компания совместно с партнерами планирует разрабатывать месторождение литиевых руд (Колмозерское месторождение в Ловозерском районе Мурманской области). Поскольку могут быть затронуты интересы коренных народов, Компания может применить процедуру свободного, предварительного и осознанного согласия в 2023 году, опыт которой использовался для переселения жителей поселка Тухард.

Свободное, предварительное и осознанное согласие

В целях организации эффективного взаимодействия с коренными народами при Заполярном филиале Компании был создан Координационный совет ПАО «ГМК «Норильский никель» по взаимодействию с семейными (родовыми) общинами коренных малочисленных народов Севера, в состав которого в настоящее время входит 53 общины.

В 2021–2022 годах в ходе грантового конкурса «Мир Таймыра» были реализованы проекты, направленные на сохранение многолетних традиций, а также на развитие территории традиционного проживания коренных народов арктического полуострова.

В 2020 году было заключено Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с ассоциациями коренных народов Российской Федерации, Красноярского края и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Программа мероприятий по оказанию содействия социально-экономическому развитию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края действует до 2024 года. «Норникель» и общины коренных народов полуострова реализуют совместные программы в области поддержки традиционных видов деятельности, медицины, жилья, образования, культуры, спорта, туризма, общее финансирование Программы составляет более 2 млрд руб.

Повышение качества жизни местных сообществ

ICMM PE 9.1

Компания уделяет существенное внимание развитию инфраструктуры регионов присутствия, в частности реализуются следующие проектыПриведены наиболее значимые соглашения.:

  • реновация жилищного фонда г. Норильска, реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство города, развитие социальной инфраструктуры;
  • проекты в сфере здравоохранения, культуры, образования и спорта, а также мероприятия по улучшению городской среды в г. Мончегорске, г. Заполярном и п. г. т. Никеле;
  • проекты в области культуры, образования, ЖКХ Газимуро-Заводского района, проведение культурных и спортивных мероприятий, поддержка детского и юношеского спорта и иные мероприятия в Забайкальском крае;
  • прокладка оптико-волоконной линии до г. Норильска для обеспечения населения устойчивым доступом в интернет;
  • реализация проекта «Корпоративная медицина» (подробнее – раздел «Базовые права сотрудников»).

Ключевыми программами и инициативами «Норникеля», направленными на повышение качества жизни в регионах присутствия, в 2022 году стали:

  • благотворительная программа «Мир новых возможностей», ориентированная на поддержку и стимулирование общественных инициатив, развитие социального партнерства, внедрение новых социальных технологий, развитие социальных компетенций местного сообщества (в 2022 году в мероприятиях программы «Мир новых возможностей» приняли участие около 40 тыс. жителей регионов присутствия Компании);
  • программа корпоративного волонтерства «Комбинат добра» объединяет в себе опыт и традиции социальных и экологических инициатив Компании (в 2022 году более 3,5 тыс. корпоративных волонтеров были вовлечены в мероприятия местного сообщества, реализовано более 370 мероприятий);
  • программы поддержки спорта и физической культуры (общий охват сотрудников в ходе спортивно-оздоровительных мероприятий в 2022 году составил 24 тыс. человек, общий охват трансляций корпоративных соревнований составил более 60 тыс. просмотров).

Ключевые направления программы «Мир новых возможностей» в 2022 году

Направление Цель Программы и проекты
РАЗВИВАЙ! Поддержка общественных инициатив и развитие территории на принципах партнерства
  • Форум социальных технологий «Город — это мы!»;
  • конкурс социальных проектов;
  • конкурс проектов «Мир Таймыра»;
  • конкурс тревел-грантов;
  • социально-конструкторское бюро «Город — это мы!»;
  • пикник «Город — это мы!»;
  • внедрение цифровой образовательной платформы «Мобильное электронное образование» в Мурманской области;
  • образовательный проект «Перемена»
СОЗДАВАЙ! Развитие и популяризация научно-технического творчества и изобретательства
  • Инженерный марафон «IMake»;
  • международный форум инноваторов IN’HUB;
  • фестиваль научных открытий «Arctic Wave»
ДЕЙСТВУЙ! Развитие и рост сервисной экономики
  • Акселератор для предпринимателей регионов и инвестиционная сессия
СОЗИДАЙ! Опережающее развитие территории
  • Проекты региональных институтов развития:
  • АНО «Агентство развития Норильска»;
  • АНО «Центр социальных проектов Печенгского района «Вторая школа»;
  • АНО «Агентство развития Мончегорска»
Национальности коренных народов в регионах присутствия Компании

Национальности коренных народов в регионах присутствия Компании

Саамы

Саамы, или лопари (группа финноугорских народов), произошли от древнейшего населения Северной Европы. Первое упоминание о саамах возникло в конце VIII тыс. до н. э., когда впервые люди с запада осели на побережье Фенноскандии.

Особенностью саамов как народа является то, что территория традиционного проживания саамского населения в настоящее время входит в состав нескольких суверенных государств: Норвегии (от 40 до 60 тыс. саамов), Швеции (от 17 до 20 тыс. человек), Финляндии (от 6 до 8 тыс. человек), России (1,5 тыс. человек). В настоящее время большая часть саамского населения России живет в Ловозерском районе Мурманской области.

Саамы Кольского полуострова представляют собой самостоятельную этнографическую группу, которую называют кольскими саамами (лопарями). Они относятся к хозяйственно-культурному типу, определяющемуся сочетанием оленеводства, рыболовства и охоты и полукочевым, а последние десятилетия — оседлым образом жизни.

На Руси саамы поклонялись явлениям природы, деревьям и горам, их считали шаманами и предсказателями. Саамские рыбаки продолжают бросать в воду медные монеты, чтобы получить от духов реки богатый улов.

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов является территориальная община — сийт.

Долганы

Долганы — коренной народ севера Красноярского края. Большая их часть проживает по рекам Хета и Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Долганы считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Их численность составляет 8,2 тыс. человек.

Долганская народность сложилась в XIX — начале XX века из переселившихся в XVIII веке эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян.

Традиционные занятия долган — кочевое оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушной промысел и рыболовство. Лето долганы проводят со стадами оленей в тундре, зиму — в лесотундровой зоне. В современных условиях оленеводство долган развивается как отрасль коллективного производства, а также в родовых и семейных хозяйствах. После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX века долганы начали проживать семьями в поселках, застроенных типовыми домами.

У долган развито прикладное искусство: изготовление украшений из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости.

Долганы исповедуют тенгрианство, шаманизм и православие.

В настоящее время долганы — один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.

Ненцы

Ненцы — самодийский народ России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Быт ненцев сохраняется неизменным на протяжении 8 тыс. лет.

Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.

Также ненцев делят на тундровых и лесных — эти группы имеют разные языки.

Из коренных народов российского Севера ненцы являются многочисленным — их численность составляет 49,6 тыс. человек.

Традиционное занятие ненцев — крупностадное оленеводство. На полуострове Ямал кочует несколько тысяч ненецких оленеводов, владеющих около 500 тыс. оленей.

Традиционным жилищем ненцев является конический чум (мя) — его сооружают из жердей, для этого необходимо 40 шестов, которые покрывают полотнищами из оленьих шкур. Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеют свое назначение.

Религия ненцев — шаманизм. Ненцы верят, что деревья, горы, озера и реки населены духами.

Энцы

Энцы — коренной самодийский народ России, первое упоминание о котором датируется XV веком. В этногенезе энцев участвовали как местные северно-сибирские племена, так и продвигавшиеся со среднего Енисея и из бассейна Томи самодийцы, ассимилировавшие местное население.

Численность энцев в России составляет 201 человек, в основном они проживают в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Несмотря на малую численность, по территории проживания, языку и культуре энцы подразделяются на две этнические группы — тундровые и лесные.

По языку и культуре энцы близки к нганасанам и ненцам.

Основное жилище энцев — конический чум, близкий к ненецкому, но отличающийся меньшими размерами покрытия.

Основу хозяйственного уклада энцев составляют домашнее оленеводство, охота на дикого оленя, пушной промысел и рыболовство.

Сегодня большинство молодежи работает в учреждениях поселков Таймыра, небольшая часть занимается традиционной охотой и оленеводством. Среди современных тундровых жителей энецко-ненецкие семьи составляют около 50%, у лесных энцев смешанных семей свыше 70%.

Национальности коренных народов в регионах присутствия Компании

Нганасаны

Нганасаны — коренной самодийский народ в Сибири, самый северный во всей Евразии, один из самых «старых» коренных народов Арктики: они — потомки древнейшего населения Таймыра, охотников эпохи неолита.

На текущий момент нганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчиненную администрации г. Дудинки. Нганасаны подразделяются на западных — авамских — с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского городского поселения и восточных — вадеевских — с центром в пос. Новая Хатангского сельского поселения. Они различаются фамильным и родовым составом, диалектными особенностями языка. В России зарегистрировано 687 нганасан.

К настоящему времени большинство нганасан перешли к нетрадиционным занятиям в стационарных поселках. Для малой части сохраняется промысловое значение охоты (дикий олень, пушнина) и рыболовства. Женщины занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковров, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков. В пос. Волочанка женщины работают на звероферме голубых песцов.

Среди верующих нганасан встречаются как православные христиане, так и приверженцы традиционного культа.

Эвенки

Эвенки (ранее — тунгусы) — коренной народ Восточной Сибири тунгусо-маньчжурской группы. Процесс формирования народа начался еще в I тыс. н. э. путем смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. В результате образовались различные хозяйственно-культурные типы эвенков.

На текущий момент эвенки проживают на большой территории: от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и Амура на юге; за пределами России эвенки живут в Маньчжурии (Китай) и Монголии. В России зарегистрировано 39 226 эвенков (около 50% проживает в Якутии, по 10% — в Красноярском и Хабаровском краях, остальные — в Бурятии, Амурской, Иркутской областях, Забайкальском крае).

Основные занятия енисейских эвенков — таежное оленеводство, охота, в меньшей степени сезонное рыболовство. К более позднему времени относятся традиции скотоводства, заимствованные южными группами эвенков от монгольских групп.

В настоящее время в качестве народных промыслов развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла, вышивка бисером, шелком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте.

Коми

Коми (устаревшее название — зыряне) — финно-угорский народ в России, коренное население Республики Коми. В России проживает 143,5 тыс. человек, большая часть из которых — в Республике Коми. Коми небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской, Мурманской, Кировской, Омской и других областях России.

Основные этнографические группы — верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы.

Непосредственные предки коми — этнотерриториальные группы Перми Вычегодской — сформировались в X–XIV веках на основе местных охотничье-рыболовецких племен в результате активного взаимодействия с пермскими племенными группами, пришедшими с территории верхнего Прикамья. На этногенез коми повлияли многие соседние народы — вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.

Традиционное занятие коми — земледелие (ячмень и рожь). Для личных нужд разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей. Северные коми (ижемцы) занимались оленеводством, заимствовав его в XVII веке у ненцев. У других этнических групп коми товарный характер имели охота на пушного зверя и вылов рыбы ценных пород. Вспомогательное значение имели собирательство ягоды, кедровых орехов, заготовка березового сока и грибов (за исключением ижемцев). Из домашних промыслов распространено прядение и ткачество, крашение домотканых холстов и сукон, набивка тканей, скорняжество, изготовление замши, обуви, бондарное, ложкарное, рогожное производства.

Традиционное жилище коми — бревенчатая постройка на высокой подклети. Для южных районов обычны одноэтажные жилища, у северных коми в конце XIX века строили двухэтажные дома.

Большая часть верующих коми — православные (с конца XIV века), есть старообрядцы.

Национальности коренных народов в регионах присутствия Компании